Абхазский железнодорожный тупик

Статьи » Абхазский железнодорожный тупик

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТУПИК

Отчаянное хроническое безденежье вынудило коллектив Абхазской железной дороги обратиться к правительству за финансовой помощью.

Более десяти месяцев работники самого крупного в республике предприятия, каким является находящееся на хозрасчете государственное предприятие "Абхазская железная дорога", не получают зарплату. Задолженность перед рабочими составила уже более двух миллионов рублей и гарантий, что ситуация будет выправлена собственными силами, у руководства АЖД нет.

Разбитый в войну и превратившийся в отхожее место железнодорожный вокзал Сухума как ничто другое характеризует сегодняшнее состояние железнодорожного сообщения в республике. Аварийная дорога, где скорость поезда по причине большого риска сойти с рельсов не превышает 20 километров в час, большая текучесть кадров, когда старожилы продолжают работать скорее от безысходности и многолетней привычки, чем в надежде на лучшее, отсутствие выгодных заказов на перевозки - все это грани сложившегося кризиса.

Как ни странно, все последние десять лет главным источником доходов предприятия было отнюдь не обслуживание пассажирских и грузовых перевозок, а заготовка металлолома. Ржавые вагоны и прохудившиеся рельсы позволяли все эти годы если не держать предприятие на плаву, то хотя бы сводить концы с концами.

"До недавнего времени действовало правительственное решение, согласно которому заготовка металлолома для Абхазской железной дороги проходила на льготной основе. Сэкономленные деньги шли на выплату зарплаты и на поддержание в более-менее нормальном состоянии железнодорожного хозяйства. Увы, теперь такой льготы у нас нет", - говорит c сожалением начальник управления АЖД Леонид Куруа.

После отмены льгот ситуация стала катастрофической. Только в одном сухумском депо больше половины коллектива, устав ждать денег, написали заявления об уходе с работы. А это в основном квалифицированные работники, чей опыт работы на железной дороге исчисляется десятилетиями. Аналогичная ситуация и в других подразделениях предприятия.

Вдобавок к этому главный источник доходов железной дороги - заготовка металла, находится под неусыпным контролем правоохранительных органов: слишком часто за этим бизнесом стоит криминал. В частности, недавно назначенный на этот пост Леонид Куруа стал четвертым руководителем предприятия за десять последних лет. На двух его предшественников на этом посту заводились уголовные дела. Один из них за хищение в крупных размерах отсидел в тюрьме, в отношении другого идет судебное разбирательство.

Кстати говоря, частично выправить ситуацию с выплатой зарплаты помогло бы разрешение прокуратуры воспользоваться вырученными на продаже металлолома 700 тысячами рублей, которые из-за уголовного дела, заведенного на предыдущего руководителя АЖД Риту Лолуа, остаются арестованными.

Была еще надежда на наделавшую много шума электричку "Сочи-Сухум". Однако никаких доходов за ее обслуживание абхазская сторона в итоге не имеет. "Мы встречались с представителями Сочинской транспортной компании, которой принадлежат эти электропоезда, и ставили вопрос о долевом участии в вырученных на продаже билетов деньгах, что хотя бы частично компенсировало бы наши затраты. Но сочинцы отказываются удовлетворить наше предложение, ссылаясь на устные договоренности с бывшим премьер-министром Геннадием Гагулия, не предусматривающими никаких выплат", - говорит Леонид Куруа.

За поддержкой в этом вопросе он обращался в правительство, однако там ему сказали, что "сочинская электричка выгодна населению республики, кроме того, она является элементом "большой" политики, и не может быть предметом экономических споров".

Между тем, самый лучший маршрут на территории республики и удобный график движения для сочинской электрички окончательно сделали неконкурентоспособными электрички "Абхазской железной дороги", чьи вагоны не видели ремонта с советских времен и по уровню комфорта значительно уступают российскому аналогу.

Использование маршрутов от Сухума в восточную часть республики, куда ходят только абхазские электрички, рентабельности предприятию не приносит, да и движение в ту сторону по техническим причинам осуществляется только до Очамчиры. Дальше дороги нет.

В Гальском районе нет и напоминаний о том, что еще десять лет назад здесь проходили железнодорожные составы, следовавшие вглубь Южного Кавказа и обратно в Россию. Местные мародеры, воспользовавшись нестабильной ситуацией в регионе, полностью разобрали не только рельсы и прогнившие шпалы, но и на самосвалах вывезли всю железнодорожную насыпь. "Говорят в этом гравии есть какой-то химический элемент, пользующийся большим спросом, вот и вывозят его в Зугдиди, а оттуда в Турцию", - говорит житель Гала Важа Шония.

Теперь заросшую обильной субтропической растительностью дорогу здесь не разглядеть. Лишь местные жители по старой памяти могут показать, где проходила магистраль. Возможно, такая же судьба ждет и другие участки абхазской железной дороги, если не будет найден выход из финансового тупика.

Сами железнодорожники решили не идти на крайнюю меру - объявление забастовки. "Если хотя бы на три дня остановится движение - разграбят все, что осталось", - говорят они. И тогда надежда на возобновление прерванного войной сквозного сообщения, которое способно стабилизировать финансовое состояние "Абхазской железной дороги" и ее коллектива, станет еще более иллюзорной.

Игорь ОМЕРКЕЧБА, Сухум
Панорама, ноябрь 2003

обсудить в форуме

Статьи » Абхазский железнодорожный тупик

Комментировать материал, используя соцсеть ВКонтакте.

Обновление от 22.06.2015