Отчет об Абхазской железной дороге в 2003 году

Статьи » Отчет об Абхазской железной дороге в 2003 году

Абхазская железная дорога (август 2003), Николай

Не хочется начинать с неприятного, но все же: за 10 лет дорога пришла в такой упадок, что порой даже удивляешься, как можно за какие-то 10 лет привести в негодность крупную магистраль, до состояния подъездных путей какого-нибудь мелкого заводика. Мда, порой казалось, что некоторые узкоколейные железные дороги содержатся в более лучшем состоянии, чем АбхЖД.

Итак, по-порядку.
Владения АбхЖД начинаются с о.п Псоу, что на границе с Россией и заканчиваются на границе с Грузией, по реке Ингури. Ж/д мост через Ингури взорван, поэтому сквозной проезд в Закавказье невозможен. Еще один момент: в районе Очамчиры украдено несколько километров (по сообщениям абхазских сайтов) контактной подвески. Как вообще можно умыкнуть столько проводов и при этом остаться незамеченным можно только гадать. Вообще Абхазия - страна загадок -)

Само состояние путей пригодное для перемещения подвижного состава, но только с очень маленькой скоростью (в некоторых местах не более 5 км/ч).
Насыпь остается в более-менее нормальном состоянии, правда в некоторых местах имеются достаточно сильные промоины. Рельсы уложены на железобетонных и деревянных шпалах, соотношение примерно 60/40. Бесстыковых участков не видел, хотя допускаю такую возможность, что они есть.

Теперь объясняю причину своего возмущения в начале. Деревянные шпалы практически все сгнили и рельсы лежат практически на земле. Те шпалы, которые сохранились практически не имеют контакта с рельсом: костыли торчат забитыми меньше чем на половину, а кое-где совсем вывалились. Пробовал пинуть рельс ногой - вроде держится.

Накат на рельсах есть, возле Псоу - слабый, дальше к Гагре - сильнее. Хотя может такой же, просто мне показалось.

Уж не знаю на чем. Ситуация с ж/б шпалами не лучше: все крепления расшатаны до предела, кажется что любой винт можно отвернуть рукой (ну или подручным инструментом). Кое-где винты отвинтились окончательно и шпалы лежат на земле безо всякого крепежа. Можно конечно понять: война, экономическая блокада, но неужели так трудно найти пару рабочих и пустить их, чтобы они хотя бы забили костыли и закрутили гайки, чтобы они не отваливались окончательно?
По абхазской дороге ходит следующее: электропоезд <Сочи-Сухум> ЭР2, приписана: депо Туапсе СКЖД, <улыбка>. Сам поезд 6-и вагонный, после капремонта. Номер, к сожалению, не запомнил. Расписание: отпр. 6.00 из Сухум, приб. а Адлер 12.25. отпр. из Адлера 14.38, приб. В Сухум в 20.00. Раньше э/п ходил до Сочи, но по-видимому в связи с напряженным движением курортных ПДСов на участке Сочи-Адлер поезд пускают только до Адлера.

Таможенный контроль осуществляется на станции Веселое СКЖД и оп. Псоу на абхазской территории. Весь контроль занимает 40 минут. Интересно то, что на оп. электричка стоит все 40 минут с закрытыми дверьми. Перегон все это время естественно занят. <Занят> - это громко сказано, т.к. светофоры не работают (некоторые работают, но об этом позже).

<Абхазская электричка> - представляет собой ЭР2 <улыбка> приписка депо Сухум, с надписями <Абхазия> и <Рица>, №975, 4 вагона, один из которых - моторный. Стекол в окнах нет, двери не работают (открыты во время движения). Собственно говоря ездить сама она тоже не умеет, поэтому ее таскает электровоз ВЛ8. Видел ее с ВЛ8-1557 и ВЛ8-530. Есть все основания предполагать что таких поездов не один, а два.

Зачем абхазам понадобилось таскать разбитую донельзя электричку, когда можно было возить ЦМВ, коих на дороге есть в большом количестве в различном состоянии (есть даже со стеклами и отремонтированные, но об этом - позже) для меня было загадкой, до тех пор пока я не увидел как поезд подъезжает к оп. Псоу. Дело в том, что на Псоу нет разъездов, а перецепить электровоз где-то нужно. Ближайшая станция - Веселое СКЖД, но туда это чудо в таком состоянии никто не пустит, а до ближайшей станции Цандрыпш (бывш. Гантиади) АбхЖД около 5 километров. Поезд до Цандрыпша никому не нужен - поселок находится в отдалении от автодороги, а основной поток людей едет с границы. В Цандрыпше ВЛ отцепляется и становится в хвост и начинает толкать поезд по направлению к Псоу. В кабине в это время находится человек (возможно помощик). Самая интересная деталь - у ЭР2 работает гудок! Не знаю по какому принципу он работает (человека со спортивным свистком я нигде не видел :-), но тем не менее это факт: так и едут до Псоу распугивая коров, кур и гуляющих по путям людей. С ЦМВ такой фокус бы не прошел.
Расписание: отходит от. Псоу в 5.00 ежедневно (прибывает туда из Сухума ночью), а также по нечетным числам в 13.00 прибывает на Псоу, отправляется в 13.30. Расписание весьма приблизительное, а поезд может вообще не пойти в назначенный день.

И, самое интересное: ежедневно, как только наступает темнота с российской стороны на абхазскую уезжает тепловоз (судя по стуку - шестиосный, без вагонов), а возвращается уже под утро (с вагонами или без - не знаю). Иногда наоборот - с абхазской, на российскую сторону. Зачем он катается - не знаю, местные жители - тоже.

К сожалению, проехаться на этом поезде мне так и не удалось, зато прокатился на электропоезде <Сочи-Сухум> от ст. Цандрыпш до ст. Гагра.

Цандрыпш (Tsandrypsh) - бывш. Гантиади ЗКЖД.
Здесь поджидал сюрприз: на станции работают все выходные светофоры, функционируют два пути. Наката на 1-ом пути нет: наверное потому, что сильно выкрошен остряк (сантиметров на 10-15, как будто его специально выбили молотком), который должен переводить поезд на это путь. На станции имеется дежурный по станции, который и переводит стрелки. Светофоры он не трогает и они всегда горят красным. На мой вопрос <А зачем горят?> ответ был такой: <Пока не разбили - горят>. (Неужели СЦБ на АбхЖД продолжают работать?). Телефонная связь также работает.
Вокзал можно сравнить с адлерским, может быть даже чуть побольше. Естественно, закрыт и не функционирует. Надпись Гантиади заменена Цандрыпш, и по английски - Tsandrypsh.
Жаль, что не удалось с ним поговорить
Цандрыпш - единственная станция, где висит расписание поездов. Причем поезда в 13.00 в нем нет. Написано на обычном тетрадном листе обычной синей ручкой.
Прибытие э/п в 16.30, но поезд подъехал на 5 минут раньше.
Стоило только сесть в поезд, как тут же объявился человек: <Молодые люди, пройдите в первый вагон, там милиция>. Абхазской милиции (в отличие от нашей) боятся не стоит - об этом говорили нам знакомые. И действительно, задав пару вопросов <откуда, куда, зачем> они нас не стали мучить и через минуту отпустили, а у меня с собой даже не было паспорта:
Итак, поезд медленно покатил в сторону Гагры. В вагоне было человек 10-15, многие с большими сумками, некоторые спали прямо лежа на сиденьях. Еще парочка туристов, такие же как и мы и те два милиционера, которые всю дорогу обсуждали чью-то свадьбу. :-)
Сам путь пролегает по берегу моря, вобщем почти все то же самое, что на участке Туапсе-Адлер, только по окнам сильно хлестают ветки деревьев. Высовываться из окон не рекомендуется: можно получить по лицу колючей веткой еживики, а на одежду нацепить порцию противных клопов. Сам путь от Цандрыпша до Холодной речки поезд проезжает очень медленно, со скоростью менее 5 км/ч.

оп. Холодная речка
Остановки здесь объявляют, что несомненно приятно. Причем голос с чуть заметным кавказским акцентом (бригада абхазская?). Вообще многие абхазы, особенно старшего поколения достаточно хорошо говорят по-русски без акцента, так что по голосу разобрать трудно.
Обилечивают пассажиров две тетушки-кондуктора (русской внешности), стоимость одной зоны - 15 рублей. Собственно говоря Адлер-Сухум - это и есть одна зона. -)
На билетах написано: ООО <Сочинская транспортная компания>, проездной билет. ИНН 002317034820, ККМ С ФП 00003786.

раз. Гребешок
Сам разъезд имеет 2 пути. Второй путь зарос травой и не используется, зато на нем горят выходные светофоры - красные. На главном - светофоры погашены.
На этом участке до Гагры (вокзала) имеется 3 тоннеля, 2 из них непосредственно в черте города Гагра.
В тоннеле поезд заметно разгоняется. Тоннели выглядят хорошо: сухие, нигде не течет, правда освещение в них не работает. Тоннели не охраняются.

оп. сан. Украина
Интересно то, что сама платформа расположена на мосту через реку Жоэквара.
Это отстановка уже в черте Гагры.

оп. Гагра - павильон
Дальше по Гагре поезд следует с достаточно большой скоростью - километров 40-50 в час. Перед переездом (который естественно не охраняется) поезд гудит и чуть притормаживает.

оп. Гагра - рынок
На этой остановке заходит большое количество бабушек и теток с сумками. В вагоне становится людно.

ст. Гагра - вокзал
Мы выходим на этой остановке, а поезд едет дальше - в Сухум. Весь путь от Цандрыпша до Гагры занял минут 35-40 минут.
Сам вокзал красивый, чуть поменьше, чем вокзал в Сочи. Вообще все вокзалы в Абхазии выстроены по оригинальным проектам, денег в свое время на это не жалели. Внутри вокзал пустует. На вокзале и возле него - ни души. Так хотелось найти расписание 1992 года (в это время началась война и ж/д сообщение прекратилось), но к сожалению все снято, разрушено, разбито: Надпись <Гагра> по-грузински замазано, а поверх написано "GAGRA". Вообще везде, где только можно грузинские надписи стирали, смывали, разбивали, переименовывали: Да, долго еще Абхазия будет ненавидеть Грузию:
На станции работает один путь - главный, остальные не используются. Светофоры погашены, в северном тупике станции стоит состав из плацкартных вагонов. Их там около десятка.

ст. Гудаута
Эту станцию я видел из окна автобуса, поэтому ничего конкретного сказать не могу. Выглядит она достаточно живой - на станции стоят новенькие грузовые вагоны. Здесь находится российская военная база, поэтому скорее всего станцию содержат лучше, чем например Гагру. Да и разъезд здесь действует - скрещение сочинской и абхазкой электричек проходит здесь.

ст. Сухум
Столица непризнанного государства. Вокзал со шпилем и колоннами, наверное один из самых больших в Закавказье. На шпиле - пятиконечная звезда. Нет, не красная и не горит :-)
Похоже, что все пути используются - на первых двух есть накат, на третьем стоит состав из полувагонов с какими-то досками, одна цистерна, и 4 ЦМВ. Вагоны выглядят действующими! Все окна, двери, целы, на вагонах надпись АбхЖД. Возможно, абхазы хотят цеплять эти вагоны к московским поездам, но это только мои догадки. 4-й путь пустует, на 5-ом стоит состав из 12-15-ти ЦМВ с разбитыми окнами.

Вот собственно и все.

Статьи » Отчет об Абхазской железной дороге в 2003 году

Комментировать материал, используя соцсеть ВКонтакте.

Обновление от 22.06.2015